академическое звание: действительный член РАО
ученая степень и звание: доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ
должность: профессор, зав. лабораторией «Педагогическая психология» при психологическом факультете МГУ, руководитель Центра по переподготовке работников системы образования
тел.: (495) 939-32-81
факс: (495) 939-40-56
e-mail: talyzinan(at)mail.ru


Награды и почетные звания:
Золотая медаль Российской Академии Образования (2007), золотая медаль «Выдающиеся ученые 21 века» Международного биографического центра (2007), лауреат премии Президента РФ (1998), лауреат премии М.В.Ломоносова (2001), почетный профессор факультета психологии МГУ (2003), медали им. Н.К. Крупской и К.Д.Ушинского за научную, педагогическую деятельность, значок "Отличник высшего образования", 2-е медали ВДНХ, правительственный Орденом Кубы за вклад в развитие образования в республике (1988).

Научные интересы:
педагогическая психология, дидактика

Основные результаты:
Нина Федоровна Талызина внесла крупный вклад в разработку деятельностной теории учения. В 50-е гг. в кандидатской диссертации, выполненной под руководством П.А. Шеварева, Н.Ф. Талызиной исследованы особенности сокращения умственных действий в процессе их формирования. Начиная с 50-х гг., она ведет исследования в тесном контакте с П.Я. Гальпериным. Первый цикл исследований был посвящен действиям, лежащим за понятиями, что позволило вскрыть психологические механизмы становления и функционирования научных понятий. Умственные действия, обеспечивающие выполнение логических операций доказательства, классификации, рассматривались как пути формирования логического мышления у детей; исследовались также особенности функционирования логических приемов мышления у взрослых. Это привело к разработке метода моделирования разных видов познавательной деятельности и формулировке принципов управления процессом их формирования, помогло понять соотношение психологического и логического подходов к изучению мышления. Установлено, что управление процессом усвоения умственных действий, лежащих за логическими знаниями и операциями, позволяет формировать полноценные понятия уже у детей 5-6 лет в то время, как стихийный ход становления логического мышления приводит к наличию дефектов в его функционировании даже у взрослых образованных людей. Это показывает несостоятельность рассмотрения возраста как критерия развития логического мышления, вскрывает зависимость последнего от условий усвоения социального опыта и доказывает социальную природу человеческой психики. Изучение психологических механизмов обобщения в экспериментах на нормальных детях и на детях с задержками в психическом развитии обнаружило, что обобщение не определяется непосредственно общностью свойств в предметах, а зависит от того, на что ориентируется человек в работе с предметами, какое место те или иные свойства занимают в структуре деятельности субъекта. Это открывает путь для управления процессом обобщения, планирования свойств, по которым требуется провести обобщение.

В 60-е г.г. с появлением программированного обучения Н.Ф.Талызиной проводится анализ общей теории управления, исследуются возможности ее использования в учении (при разработке принципов программированного обучения). Ею была сформулирована деятельностная концепция программированного обучения, отличающаяся от американского аналога, построенного на основе бихевиоризма. Этот этап исследований Н.Ф. Талызиной обобщен в ее докторской диссертации, посвященной психологическим основам управления усвоением знаний (1970).

В 70-е г.г. Н.Ф. Талызина продолжила исследование закономерностей процесса усвоения и возможностей управления им; осуществляются исследования по психолого-педагогическим основам применения обучающих машин, выявлению функций учебника в учебном процессе; разрабатывается методика составления обучающих программ; анализируются функции контроля при усвоении знаний.

В 80-е гг. Н.Ф. Талызина обосновывает деятельностный подход к психодиагностике познавательной деятельности учащихся; выявлены принципы составления принципиально новых диагностических методик; показан метод оценки истинных возможностей традиционных тестов. Проведен цикл исследований близнецовым методом, подтвердивших социальную природу человеческих способностей и позволивших предложить новый подход к диагностике интеллектуальной деятельности. Важное значение имеют работы Н.Ф. Талызиной в области дидактики, построенной на деятельностной теории учения. Прежде всего следует отметить исследование, посвященное методологии построения содержания обучения с опорой на модель целей, представленных в виде типовых задач.

Публикации:
Талызина Н.Ф. читает в МГУ курсы лекций: “Педагогическая психология”, “Психологическая диагностика интеллекта”, “Зарубежные теории учения”.
Общее число опубликованных работ около 400, часть из них изданы на 16-ти языках за рубежом.

Основные монографии, учебники и диссертации
Некоторые статьи по психологии и деятельностной теории учения
Книги и статьи по педагогическим вопросам

Карьера:

  • 1942 г. – Ярославское педучилище,
  • 1946 г. – физико-математический факультет Ярославского педагогического института,
  • 1950 г. – аспирантура Института Психологии АПН РСФСР, с того же года преподаватель МГУ им. М.В.Ломоносова.
  • 1963 - 1995г. – заведующий кафедрой психологии и педагогики факультета психологии МГУ,
  • с 1966 – руководитель лаборатории педагогической психологии при факультете психологии МГУ,
  • 1970 – доктор психологических наук,
  • 1971 – профессор, член-корреспондент АПН СССР,
  • 1989 – действительный член АПН СССР,
  • с 1989 – руководитель Центра по переподготовке работников системы образования при факультете психологии МГУ,
  • 1992 – действительный член РАО,
  • 1997 – Заслуженный профессор МГУ.


Талызина Н.Ф. была экспертом ЮНЕСКО, в течение 7-ми лет была членом ВАК СССР по психологии и педагогике. Была председателем, а в настоящее время является членом нескольких диссертационных совете по защите докторских и кандидатских диссертаций по педагогической психологии и педагогике.

Более 15 лет была членом редколлегии журнала "Советская педагогика", Международного журнала "Научные основы обучения" (Голландия), и европейского журнала "Измерение и оценивание".

В настоящее время - член редколлегии журналов «Вестник МГУ. Серия 14. Психология», «Вестник МГУ. Серия 20. Педагогическое образование».

Учителя и ученики:
Под руководством П.А.Шеварева Н.Ф. Талызина защитила диссертацию. Долгое время работала вместе с А.Н.Леонтьевым, П.Я.Гальпериным.

Подготовила более 70 кандидатов и докторов наук.