Основные научные результаты,
полученные факультетом педагогического образования


ПНР 1. Система подготовки и воспроизводства кадров нового поколения.

Факультет осуществляет исследования в фундаментальных вопросах современной педагогики: развитие системы подготовки научно-исследовательских педагогических кадров и системы повышения квалификации учителей; дальнейшее развитие концепции, методов, технологий деятельностной педагогики; исследование и практическая реализация дистанционных образовательных технологий; концепция гуманистической психологии; разработка проблемы воспитания в школе и вузе; исследование истории, философии и методологии образования в разных странах.

Приоритетные направления фундаментальных исследований и темы исследований:

Педагогическое образование

1. Педагогическое образование в непедагогических вузах

Отечественная и мировая образовательные системы

1. История и философия науки и образования
2. История университетского образования

Современные теоретические и методические проблемы школьного и высшего образования

1. Философия и методология инновационной педагогики
2. Деятельностный подход в психологии и педагогике и подготовка специалистов
3. Проектирование воспитательной системы вуза
4. Предметная подготовка (содержание, методика, информационно-компьютерное обеспечение)

Результаты 2013 г.:

  1. Произведен анализ, с точки зрения общего понятия стандарта, введённых ФГОС. Как оказалось, ФГОС являются не стандартами, а проектами, а единственным настоящим стандартом образования является ЕГЭ. Предложены реальные пути стандартизации в образовании.
  2. Исследованы основные проблемы материально-технического и методического обеспечения основных образовательных программ ФГОС, обозначены причины неготовности школ к реализации ФГОС нового поколения и предложены механизмы преодоления возникших проблем. Показаны пути адаптации информационно-предметной среды школы к требованиям ФГОС и необходимость разработки государственного стандарта учебно-материальной базы школы.
  3. Исследована проблема развития субъектности педагога. Предложены методики формирования этой субъектности в рамках педагогического образования.
  4. Рассмотрена проблема модернизации современного среднего общего образования в условиях неопределенности, обусловленной неясностью приоритетных целей обучения, воспитания и развития, несформированностью системы знаний о мире, о человеке, о сложности познания, отсутствием надлежащих междисциплинарных подходов и методов обучения как основы целостного мировидения и экологической идеалогии. Обращено внимание на необходимость педагогической поддержки взросления школьников через построение образовательных моделей с последующим выбором или соотнесением их вариантов. Показаны возможные пути преодоления неопределенности.
  5. Осуществлён анализ изменений отношения государства и общества к науке и образованию в России XVI-XVIII веков. Раскрыта органическая связь этих изменений с социально-политическими, экономическими и культурными процессами, которые осуществлялись в России в то время. Выделены особенности трудного пути развития в России науки, школьного и университетского образования. В них анализируются основные события истории создания Академии наук и её значение в развитии духовной культуры в нашей стране. В статьях показана выдающаяся роль в становлении науки и образования в России Петра Великого, Екатерины Великой, М.В. Ломоносова.
  6. Исследована роль В.И.Вернадского в развитии высшей школы и науки в России
  7. Соискателями и аспирантом ФПО защищено две докторских и одна кандидатская диссертация.
  8. Опубликовано около 50 научных работ.

Результаты 2012 г.:

  1. Предложена программа системного решения проблемы бессодержательности диссертаций по педагогическим наукам. Выявлены основные дефекты диссертаций и три основных инструмента решения проблемы: специализированные научные семинары, специализированные научные журналы и специализированные научные конференции.
  2. Исследованы вопросы образовательных стандартов: установлены критерии, позволяющие отличать стандарты в собственном смысле этого слова и различные суррогаты, внешне напоминающие стандарты, а также предложены классификация псевдостандартов, охарактеризованы их функции.
  3. На основе современного представления о дидактических функциях средств обучения исследована сущность проблемы взаимосвязи в триаде «средства – среды – технологии обучения»: обоснована необходимость разработки вопроса подготовки и использования когнитивных технологий; необходимость разработки мультидисциплинарных комплексов.
  4. Описаны закономерности создания систем средств и сред обучения с учетом специфики содержания и функций средств обучения из информационного образовательного массива.
  5. Подготовлена часть монографии «Гуманистическая психология свободного развития (от младенчества до студенчества)».
  6. Подготовлена часть монографии «Деятельностная педагогика».
  7. Рассмотрены фундаментальные проблемы воспитания в школе и вузе: исследованы возможности отдельных современных вузов по осуществлению воспитательной работы, определены приоритетные цели воспитательной работы и критерии оценки её эффективности.
  8. Рассмотрены проблемы дистанционных образовательных технологий: история, содержание, развитие и современное состояние дистанционного обучения и его становление в России.
  9. Адаптированы к дистанционной форме и запущены на учебном сайте ФПО курсы: «Информатизация образовательного процесса» и «Методика преподавания информатики». Разработан и апробирован авторский (смешанной формы обучения) курс «Дистанционное обучение».
  10. Осуществлена экспериментальная работа по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся 15 общеобразовательных учреждений г. Москвы и практическая реализация отдельных элементов воспитательного комплекса в рамках курса «Семейная педагогика».
  11. Исследованы фундаментальные вопросы истории, философии и методологии образования: выявлены особенности развития науки и образования в XVIII веке во Франции и в России, отношение к науке и образованию государства и общества, современное состояние системы образования и перспективы человеческого потенциала в КНР.
  12. Описано надпредметное содержание в школьной физике (выпускные классы): исследовано надпредметное содержание лабораторных работ отдельно взятого учебника, выявлены минусы предметного содержания.
  13. Осуществлен квазиэксперимент в нескольких гимназиях г. Москвы, в результате которого разработан двухфакторный опросник для оценки эмоциональной удовлетворенности школьников обучением.
  14. В рамках программы «МГУ-школе», в дополнение к четырем курсам повышения квалификации, действовавшим 2011 году и работающим в 2012 («Профилактика зависимого поведения в школьной среде», «ИКТ в школьном математическом образовании», «Основы преподавания в интернете», «Педагогические исследования в современном образовании») была организована работа еще по пяти программам: «Повышение квалификации педагогических работников в условиях информатизации образования», «Конкретная педагогика», «Семейная педагогика», «Педагогическое сопровождение одаренных детей», «Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся».
  15. Опубликовано около 60 научных работ.

Результаты 2011 г.

  1. Проведено соотнесение компетентностного и деятельностного подходов в педагогике.
  2. Исследованы фундаментальные проблемы философии и методологии инновационной педагогики: описано развитие личностного рационально-аффективного опыта студента в процессе философского образования; исследована роль «рефлексивной педагогики» в подготовке современного педагога высшей школы; осуществлена дальнейшая разработка деятельностных принципов в педагогике и их использования в педагогической логике.
  3. Разработана модель надпредметного развития учащихся; разработан ряд приемов использования надпредметного развития в обычных классах и в классах компенсирующего обучения.
  4. Описано надпредметное содержание школьного математического образования (начальная школа).
  5. Проанализированы рейтинги университетов мира как средства управления качеством образования.
  6. Осуществлен комплексный анализ проблем психолого-педагогического образования и подготовки преподавательских кадров в непедагогических вузах: проведен анализ уровней и квалификаций систем образования; разработана методика профилактики зависимого поведения в сфере образования; определены направления совершенствования качества образования в непедагогических вузах; проведен сравнительный анализ современных российских теорий воспитания.
  7. Разработаны теоретико-практические вопросы создания и использования материально-технического, технологического и научно-методического обеспечения учебных заведений общего среднего образования различного типа в формате ФГОС.
  8. Разработан и реализован ряд программ по повышению квалификации учителей: «Профилактика зависимого поведения в школьной среде», «ИКТ в школьном математическом образовании», «Основы преподавания в интернете», «Педагогические исследования в современном образовании».
  9. Проведен анализ педагогического наследия М.В. Ломоносова, его роли в организации учебных подразделений Петербургской Академии наук; в становлении института инженеров и энергетиков; его личности как ученого, поэта, патриота; как просветителя и популяризатора науки.
  10. В рамках разработки мониторинга качества высшего образования в Московском университете внедрена методика проведения мониторинга программ обучения.
  11. Разработан комплекс диагностических материалов, предназначенный для определения уровня организации воспитательной работы в вузе.
  12. Проведена разработка методического комплекса по применению сервисов Интернета Web 2.0 (вики, твиттера, блогов и др.) в учебном процессе высшей школы.
  13. Проанализирована методика оценки качества интернет-обучения в университетах и колледжах.
  14. Проведена к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова 15 – 17 ноября 2011 г. научная конференция «Ломоносовские чтения».
  15. Совместно с Московским психолого-педагогическим университетом проведена 22 – 23 апреля 2011 г. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация».
  16. Опубликовано около 50 научных работ.

ПНР 3. Исследование структуры материи и космоса, применение космических технологий.

Исследования проводятся одном из важнейших разделов теории дифференциальных уравнений, связанном с описанием автоволновых и волновых процессов в различных средах.

Приоритетные направления фундаментальных исследований и темы исследований:

Дифференциальные уравнения и математическая физика

1. Асимптотический анализ нелинейных дифференциальных уравнений
2. Распространение волн в неоднородной среде

Результаты 2013 г.:

  1. Предложен новый подход к математическому моделированию химических синапсов, в основе которого лежит модифицированная идея быстрой пороговой модуляции (fast threshold modulation, или FTM); классическим примером здесь служит система ФитцХью – Нагумо. Построена модель кольцевой нейронной сети с однонаправленными химическими связями, представляющая собой сингулярно возмущенную нелинейную систему дифференциально-разностных уравнений с запаздыванием. Изучены вопросы существования и устойчивости в такой системе релаксационных периодических движений; установлена реализуемость в ней феномена буферности.
  2. Рассмотрены две сингулярно возмущенные нелинейные системы дифференциально-разностных уравнений с запаздыванием: одна из них является обобщением предложенной Хопфилдом простейшей математической модели отдельного нейрона, а другая моделирует функционирование кольцевой сети из трех и более однонаправленно связанных нейронов. Для этих систем исследованы вопросы существования, асимптотики и устойчивости релаксационных периодических движений.
  3. Предложен новый способ моделирования феномена “bursting behavior” в нейронных системах, основанный на привлечении сингулярно возмущенных нелинейных дифференциально-разностных уравнений с двумя запаздываниями. Установлено существование в этой модели устойчивых релаксационных колебательных процессов с чередованием на отрезке времени длины периода пакетов интенсивных всплесков с относительно спокойными участками (феномен «bursting behavior»).
  4. Осуществлена групповая классификация уравнений эйконала, решения которых описывают фронты волн, распространяющихся в анизотропной среде. Выявлены типы сред, для которых уравнение эйконала либо интегрируется, либо редуцируется к меньшей размерности.
  5. Опубликовано 15 научных работ.

Результаты 2012 г.:

  1. Разработан аналог формулы распространяющихся волн для ряда одномерных неоднородных сред с памятью.
  2. Исследованы автоволновые процессы в системах диффузионно связанных обыкновенных дифференциальных уравнений с запаздыванием. Изучены проблемы существования, локализации, устойчивости и асимптотического поведения.
  3. Исследованы дискретные автоволновые процессы в системах в системах дифференциально-разностых уравнений с запаздыванием. Изучены проблемы существования, локализации, устойчивости и асимптотического поведения. Рассмотрены приложения к математическим моделям из экологии.
  4. Исследованы математические модели процессов в нейродинамике и нейронных системах. Изучены: наличие феномена буферности, существование автоволновых решений, условия возникновения релаксационных колебаний.
  5. Опубликовано 13 научных работ.

Результаты 2011 г.:

  1. Исследованы релаксационные автоколебания в нейронных системах, в уравнении Хатчинсона и реакции Белоусова.
  2. Изучены автоколебания в решетках связанных осцилляторов.
  3. Получен аналог формулы распространяющихся волн для неоднородной среды с памятью.
  4. Получены условия на параметры системы типа Ван-дер-Поля с кусочно-линейной характеристикой нелинейного элемента, обеспечивающие существование цикла-утки.
  5. Опубликовано 5 научных работ.