Программа повышения квалификации «Медиаграмотность для преподавателей» ( 16 академических часов)

1. Цель реализации программы

Повышение квалификации преподавателей вуза в области медиаграмотности, усвоение методов и перспектив развития медиаобразования, важности использования медиа в обучении, знакомство с историей развития медиаресурсов и медиатехнологий в целом и в образовательном процессе в частности, знакомство с умением расширять образовательное пространство с использованием принципов медиакоммуникации, ознакомление с методами получения информации и критического отношения к медиаконтенту, понимание зависимости медиаконтента от социокультурного контекста, а также роли медиа в формировании картины мира, приобретение знаний в продвижении медиаграмотности у учащихся

2. Формализованные результаты обучения

В результате освоении программы обучаемые должны:
  • знать содержание и перспективы развития медиаобразования, историю медиаобразования в России и за рубежом, современные проблемы медиаграмотности, методы получения информации, роль медиа в современном информационном пространстве и в обучении;
  • понимать терминологическую разницу между медиаобразованием, медиаграмотностью и медиакультурой, необходимость критического отношения к медиаконтенту, важность медиабезопасности при пользовании современными СМИ;
  • уметь различать различные жанры медиатекста, анализировать медиатексты с точки зрения культурного, когнитивного, идеологического, стилистического и других кодов, планировать и создавать собственные медиатексты.

3. Содержание программы

Раздел 1. История и понимание информационной грамотности и медиаграмотности (2 часа.)

История медиаобразования в мире и в России. Различение понятий информационной грамотности, медиаобразования, медиаграмотности, медиакомпетентности. Критерии медиакомпетентности. Адресат и задачи медиаобразования. Формы медиаобразования. Документы ЮНЕСКО о задачах медиаобразования. «Концепция информационной безопасности детей и подростков». Мировая и российская правовая база, регулирующая информационную безопасность.

Раздел 2. Понимание медиа как основа медиаграмотности (10 часов.)

Тема 2.1 Новые и традиционные медиа, их функционирование в современном медиапространстве.

История медиа. Техническое и технологическое развитие медиа. Жизненный цикл СМИ. Современные каналы распространения медиаинформации. Характер медиарынка. Индустрия свободного времени. Аудитория. Глобализация современных СМИ. Сегментирование медиарынка. Приоритетное потребление цифровых СМИ, особенно в молодежной среде.

Тема 2.2 Проблемы понимания медиаконтента, обучение медиаязыку.

Медиавоздействие и медиавосприятие. Медиатекст. Жанры медиатекстов. Знак и значение. Стилистика и риторика медиатекста. Вербальный и невербальные, динамические и статические медиатексты. Коды и символы. Их использование в печатных, радийных, визуальных и Web-текстах. Открытость и закрытость текста. Отличия журналистского и рекламного (PR)текста. Проблема факта.

Тема 2.3 Представление информации в различных медиа.

Освещение текущих событий. Проблема доверия источнику информации, медиатексту. опасения. Изображение одного события в печатных и цифровых медиа, мейнстримных и альтернативных медиа, в российских и зарубежных медиа. Гендерный, социальный, образовательный фактор при создании и восприятии медиатекста. Эмоциональность представления события. Границы частной жизни и общественного достояния. Анализ воздействия газетного текста на читателя, радийного текста на слушателя, изображения на зрителя. Готовность зрителя к восприятию медиатекста. Запоминание вербальной и визуальной информации. Восприятие информации людьми, занятыми в разных сферах деятельности, преподавателями, работающими в разных областях знания

Тема 2.4 Роль медиа в общественной жизни: когнитивный, этический, образовательный аспекты.

Познание и картина мира. Виды картин мира. Медийная картина мира. Медиа и современная информационно-познавательная среда. Проблема «свобода слова» и «свобода печати». Мировые рейтинги свободы прессы. Роль института СМИ в обществе. Роль информационной этики. Кодекс журналистской этики. Проблема контроля и саморегулирования медиа. Интерактивный характер современных электронных СМИ. Права журналистов и обязанности аудитории. Пользовательский контент. Официальная журналистика и социальные сети. Образовательные медиа и использование медиа в образовании: проблемы, сильные и слабые стороны.

Тема 2.5 Образовательные возможности цифровых медиа и риски, связанные с их использованием.

Приоритет телевидения и Интернета среди современных СМИ. Проблема поколений в использовании разных медиаканалов. Образовательное телевидение в мире и в России. Различные виды рисков, связанные с использованием телевидения детьми и подростками. Онлайновые привычки детей и молодежи. Риски, возникающие при пользовании Интернетом. Методические разработки, направленные на формирование и воспитание критического отношения к телевизионному и интернет-контенту. Проблема ответственности телекомпаний и интернет-издателей. Ответственность родителей, педагогов за медиаобразование детей. Ответственное и грамотное пользование Интернетом педагогами.

Раздел 3. Обучение медиаграмотности (4 часа.)

Тема 3.1 Преподавание и обучение как коммуникационные процессы.

Определение коммуникации. Теории коммуникации. Использование медиа для улучшения коммуникации в преподавании и обучении. Практикоориентированный характер медиаобразования. Педагогика и медиа. Разработка педагогических стратегий и методическое планирование с использованием медианавыков. Медиаграмотность и метапознание. Возможности дифференцированного преподавания.

Тема 3.2 Создание благоприятной среды для интеграции медиаграмотности в образовательный процесс.

Тенденции в развитии медиаграмотности в мире: глобальные и локальные инициативы. Проблемы внедрения медиаграмотности в школы и другие образовательные учреждения и возможности их преодоления. Знакомство с опытом педагогов по интеграции медиаобразования в обучение. Школьные СМИ. Фестивали СМИ. Поиск организаций и ассоциаций, заинтересованных в сотрудничестве с педагогическим сообществом по проблемам медиаобразования и медиаграмотности.

4. Материально-технические условия реализации программы

Лекции читаются в традиционной форме с использованием презентаций, семинарские занятия проводятся в форме обсуждения темы по заданным вопросам. Для занятий необходима учебная аудитория и медиапроектор.

5. Требования к результатам обучения

Итоговая аттестация проводится в виде зачета-защиты медиапроекта (презентации, видеоролика и т.д.) собственной образовательной программы по повышению медиаграмотности обучаемых.

Автор программы:

Лисицын Алексей Геннадьевич, кандидат филологических наук, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова.

Продолжительность курса: 16 академических часов (1 месяц)

Стоимость обучения составляет 10000 рублей

Форма обучения: очная

Режим занятий: будние дни c 19.00 по 21.45, один раз в неделю

Начало занятий: по мере формирования группы.

Место проведения занятий: Москва, ул. Ленинские горы, 1, строение 52 (второй учебный корпус гуманитарных факультетов), метро «Университет».

Документ об окончании: Удостоверение о повышении квалификации Московского государственного университета.

Порядок зачисления на программу и перечень необходимых документов смотрите в разделе «Поступающим»

Записаться можно прямо сейчас, направив заявку по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или позвонив по телефону: +7 (495) 939 28 73