Учебные и производственные практики ФПО МГУ



Учебным планом ОПОП «Управление образованием» предусмотрены следующие разновидности производственной практики:

1. научно-педагогическая и организационно-управленческая,
2. научно-исследовательская,
3. преддипломная.

Целями производственной практики является закрепление и практическая реализация профессиональных организационно-управленческих, научно-педагогических и научно-исследовательских компетенций, сформированных у магистрантов на теоретических занятиях по Программе.

Задачами научно-педагогической практики Программы являются:

  • формирование у магистрантов готовности применять современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин;

  • способности разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение для преподавания управленческих дисциплин и дисциплин изучаемой магистерской программы;

  • навыков самостоятельной организации и проведения учебных занятий (лекций, уроков, семинарских занятий) в вузе и средней школе по профильным предметам направления подготовки бакалавра и магистра.



Задачами организационно-управленческой практики Программы являются:

  • формирование у магистрантов готовности участвовать в управлении образовательными и просветительскими учреждениями, организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями;

  • разработка стратегий развития системы образования, ее структурных звеньев и отдельных подразделений;

  • ознакомление на практике с применением современных технологий управления образовательными процессами, системами, программами, учреждениями;

  • поиск, анализ и оценка информации для подготовки и принятия управленческих решений;

  • анализ существующих форм организации управления;

  • моделирование процессов управления.

Задачами научно-исследовательской и преддипломной практик Программы являются:

  • выявление и формулирование актуальных научных проблем;

  • разработка программ научных исследований и разработок, организация их выполнения;

  • разработка методов и инструментов проведения исследований и анализа их результатов;

  • разработка организационно-управленческих моделей процессов, явлений и объектов, оценка и интерпретация результатов, обоснование предложений по их совершенствованию;

  • поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования;

  • подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций.



Научно-педагогическая практика проводится без отрыва от обучения, начиная с 2 семестра параллельно с теоретическими занятиями в течение всего периода обучения на базе кафедр факультета педагогического образования МГУ, РОСНОУ, ФГБУ «Российская государственная библиотека», средних школ, гимназий и вузов г. Москвы и завершается в 4 семестре. Прохождению практики предшествует изучение следующих дисциплин теоретической части ОПОП: Введение в специальность, Психология, Иностранный язык, Управление качеством образования, Конфликтология в педагогической деятельности, Режиссура педагогического процесса, Методология и технологии организации обучения, Социальная и культурная динамика общественных процессов, Методы воспитания и приемы педагогического воздействия. Основы проектирования учебных технологий. Усвоение студентами теоретических знаний и умений сопровождается формированием практических основ проектирования технологий обучения, овладением методики обучения в системе развивающего образования.

В процессе практики основное внимание уделяется психолого-педагогическим аспектам преподавания в школе и вузе, профессиональным функциям, качествам и стилям деятельности педагога, а также вопросам гармоничного взаимодействия педагогического коллектива, сохранения психического и физического здоровья учителя. В ходе практики выявляется тесная взаимосвязь управления, педагогики, психологии с другими науками и искусством. Практика способствует развитию личности будущих специалиста в сфере управления образованием, пробуждению их творческого потенциала, стимулирует интерес студентов к профессии педагога, проверяет готовность студентов проектировать и осуществлять собственную профессиональную деятельность.

Организационно-управленческая практика проводится в 4 семестре на базе кафедр факультета педагогического образования МГУ, средних школ и вузов г. Москвы и лабораторий НИИ РАО. Прохождению практики предшествует изучение следующих дисциплин теоретической части ОПОП: Введение в специальность, Правовые основы управленческой деятельности в сфере образования, Организационное поведение, Управленческая экономика, Корпоративные финансы, Методы исследований в менеджменте, Стратегический менеджмент, Организация финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, Мониторинг в системе управления образованием, Образовательный маркетинг и Образовательный менеджмент. Усвоение студентами теоретических знаний и умений сопровождается практической подготовкой учащихся к организации и ведению разных видов административной и хозяйственно-управленческой деятельности в условиях широкого внедрения информационных, коммуникационных, и т.п. технологий в образовательной среде; формирование у магистрантов готовности к эффективному применению маркетинговых технологий в деятельности образовательных учреждений; развитием творческого потенциала студента, требуемого для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях модернизации образования.

Научно-исследовательская практика проводится в 4 семестре на базе кафедр факультета педагогического образования МГУ, ФГБУ «Российская государственная библиотека», НИИ РАО, РОСНОУ, гимназий. Прохождению практики предшествует изучение следующих дисциплин теоретической части ОПОП: Философия. История и методология науки. Современные проблемы науки. Введение в специальность: теория и практика управления образовательными процессами и системами. Формы и методы активизации учебной и исследовательской деятельности. Организация исследовательской деятельности. Иностранный язык: научный стиль речи.

Усвоение студентами теоретических знаний и умений сопровождается практической подготовкой магистрантов к планированию научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание рефератов, эссе, курсовой работы по избранной теме; проведение научно-исследовательской работы; составление отчета о научно-исследовательской работе; выполнение магистерской диссертации; подготовка к публичной защита выполненной исследовательской работы. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов проводится широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся.

Практика проходит в образовательных организациях разного типа и уровня, в том числе: ФПО МГУ, РОСНОУ, средние общеобразовательные школы, гимназии и колледжи, НИИ РАО.

Структура и содержание производственной практики

п/п

Разделы (этапы) практики

Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы итогового контроля

кредит

ак. часов

недель

 

1

Вводный инструктаж по практике

0,5

18

 

2

Практикум

5

180

 

3

Сбор, обработка и анализ полученной информации

2

72

 

4

Подготовка учебных планов/конспектов лекций/ концепций, программ и т.д.

2

36

 

5

Проведение лекций/уроков/семинаров

5

180

 

6.

Анализ достигнутых результатов с методистом/руководителем практики

4

144

 

7.

Подготовка отчета по практике

1

36

 

8.

Презентация результатов практики на научно-исследовательском семинаре ФПО

1

54

Зачет с оценкой

 

Всего: кредитов/ часов/недель

21

756

14

 



В течении 2009-2016 годов были заключены договора со следующими учебными заведениями: ГОУ СОШ № 22 от 22.11.2009 г.; ГОУ ЦО №1811 "Измайлово" от 23.11.2009 г.; ГОУ СОШ №192 от 12.10.2009 г.; ГОУ Пушкинский лицей № 1500 от 02.11.2009 г.; ГОУ СОШ №187 от 02.11.2009 г.; ГОУ гимназия №1530 "Школа Ломоносова" от 02.11.2009 г.; ГОУ СОШ УМИ №7 от 14.12.2010 г.; «Институтом педагогики, психологии и социологии» ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» 18 мая 2010 год; Государственное образовательное учреждение «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования» 13 июня 2008 год; ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского» 18 мая 2010 год; Российской академии образования «Институт управления образованием» 08.02.2010 год; Ариэльский Университетский центр Самарии, г. Ариэль, Израиль от 10.02.10 год; Институт международных исследований университета имени СУНЬ ЯТСЕНА (КНР, ГУАНЧЖОУ), ФГБУ «Российская государственная библиотека» от 26 февраля 2015 года, от 22 февраля 2016 года, Негосударственное образовательное частное учреждение «Православная Классическая Гимназия «Ковчег» от 25 августа 2014 года, от 24 августа 2015 года и НОЧУ ДО – Центр «Образование и культура мира» от 24 августа 2015 года.