Студенческая научная работа

Студенты и слушатели ФПО активно участвуют в научной деятельности по следующим направлениям исследований и видам деятельности: отечественная и мировая образовательные системы, педагогическое образование в непедагогических вузах, теория обучения и развития, дифференциальные уравнения и математическая физика. Все направления возглавляют ведущие ученые – академики и члены-корреспонденты РАО.

Краткое описание полученных в 2013-2015 гг. результатов

Приоритетные направления и темы исследований:

I. Педагогическое образование

1. Педагогическое образование в непедагогических вузах ​​ Прикладная

II. Отечественная и мировая образовательные системы

1. История и философия науки и образования – Фундаментальная

1. История университетского образования – Фундаментальная

III. Современные теоретические и методические проблемы школьного и высшего образования

1. Философия и методология инновационной педагогики – Фундаментальная

1. Деятельностный подход в психологии и педагогике и подготовка специалистов –Прикладная

1. Проектирование воспитательной системы вуза – Прикладная

1. Предметная подготовка (содержание, методика, информационно-компьютерное обеспечение) – Прикладная

Развитие деятельностных принципов педагогики привело к целостной и чрезвычайно эффективной системе представлений и об обществе, и о его структуре, и о функциях образования, учебной и педагогической деятельности. На основе этого подхода получено понимание деятельности как функции сообщества, а не индивида, установлена связь действия и деятельности, определены цели образования, сформулированы деятельностные принципы, проведен анализ надпредметного содержания математического образования в начальной школе, введено понятие «методологического привидения», позволяющее отсекать все некорректные концептуальные позиции в педагогической науке, предложена профессиональная система педагогических квалификаций.

Осуществлена дальнейшая разработка деятельностных принципов в педагогике и их использования в педагогической логике; проведено соотнесение компетентностного и деятельностного подходов в педагогике. Исследована роль «рефлексивной педагогики» в подготовке современного педагога высшей школы, описано развитие личностного рационально-аффективного опыта студента в процессе философского образования;

В соответствии с теорией образовательного пространства проведен анализ типичных ошибок научных педагогических исследований, ошибок, возникающих в ходе подготовки преподавателя-исследователя. Рассмотрена проблема понимания сущности образования как явления, а также рассмотрены типичные ошибки, возникающих в ходе научных педагогических исследований на разных этапах, ошибки, которые повторяются и регулярно воспроизводятся.

При участии сотрудников ФПО проводится исследование рейтинговых систем и данных, используемых в рейтингах с точки зрения управления качеством образования.

Разработаны теоретико-практические вопросы создания и использования материально-технического, технологического и научно-методического обеспечения учебных заведений общего среднего образования различного типа в формате ФГОС.

Осуществлен комплексный анализ проблем психолого-педагогического образования и подготовки преподавательских кадров в непедагогических вузах: проведен анализ уровней и квалификаций систем образования; разработана методика профилактики зависимого поведения в сфере образования; определены направления совершенствования качества образования в непедагогических вузах; проведен сравнительный анализ современных российских теорий воспитания.

Предложена программа системного решения проблемы бессодержательности диссертаций по педагогическим наукам. Выявлены основные дефекты диссертаций и три основных инструмента решения проблемы: специализированные научные семинары, специализированные научные журналы и специализированные научные конференции.

Исследованы вопросы образовательных стандартов: установлены критерии, позволяющие отличать стандарты в собственном смысле этого слова и различные суррогаты, внешне напоминающие стандарты, а также предложены классификация псевдостандартов, охарактеризованы их функции.

На основе современного представления о дидактических функциях средств обучения исследована сущность проблемы взаимосвязи в триаде «средства – среды – технологии обучения»: обоснована необходимость разработки вопроса подготовки и использования когнитивных технологий; необходимость разработки мультидисциплинарных комплексов.

На факультете педагогического образования МГУ проводится:

- Еженедельный научно-практический семинар ФПО по актуальным вопросам педагогики и образования (рук. - д.ф.-м.н., проф. Н.Х.Розов и д.ф.-м.н., доц. А.В.Боровских), на котором ежегодно выступает более 30 докладчиков.

- Еженедельный семинар для аспирантов и магистрантов ФПО МГУ по (рук. - к.пед.н. доцент Пономарев Р.Е.)

- Международная командная педагогическая олимпиада-универсиада. Ее целью является выявление и поддержка талантливой молодежи, развитие творческих способностей студентов, популяризация научных знаний, упрочнение связей между Московским университетом и ведущими вузами России и зарубежья.

- Ломоносовские чтения. Секция педагогического образования.

- Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (секция «Педагогические образовательные технологии»).

На факультете педагогического образования было защищено более 160 магистерских диссертаций и ежегодно защищается около 100 выпускных квалификационных работ по программам дополнительного образования.

Примерный перечень тем, защищенных работ:

Магистратура

Дополнительное образование (ссылка)