Загрузить рекламное объявление на русском языке или на английском языке.

Структура подготовки и организация учебного процесса ООП подготовки магистров «Управление образованием»

Магистерская программа «Управление образованием» открыта на факультете педагогического образования МГУ (ФПО) в 2004-2005 уч. года в соответствии с решением Ученого Совета МГУ (выписка из протокола № 2 заседания УС МГУ от 7 июня 2004 г.) и приказом МГУ № 542 от 12.07.2004 «Об открытии магистратуры на факультете педагогического образования».

С 2012 г. основная образовательная программа (ООП) «Управление образованием» реализуется на факультете педагогического образования (ФПО) МГУ в соответствии с самостоятельно установленным образовательным стандартом МГУ имени М.В. Ломоносова для программ подготовки магистров по направлению 080200.68 "Менеджмент".

Актуальность ООП «Управление образованием» обусловлена дефицитомв сфере управления образования кадров инновационного типа, которые помимо соответствующих управленческих компетенций, должны обладать мировоззрением, основанным на понимании сущности и остроты проблем развития образования в современном мире, осознании социальной ответственности своей профессии.

Сфера образования формируют особые требования к компетенциям руководителя. В сфере образования, где отдача капиталовложений отложена на длительный период, а результат находит выражение в развитии как индивидуума, так и всего общества, экономические подходы в чистом виде не срабатывают. Подготовка административно-управленческого персонала системы образования должна отличаться от подготовки профессиональных менеджеров общего профиля. В ее основу необходимо положить не только современные технологии менеджмента, но и понимание особой роли образования в обществе.

Магистерская программа «Управление образованием» на ФПО МГУ разрабатывалась именно под углом такого видения своей миссии и задач. В ее основу заложены такие квалификационные характеристики, как овладение фундаментальными академическими знаниями, методологиями системного подхода, современным исследовательским и аналитическим инструментарием, методами инновационной и проектно-исследовательской деятельности в сочетании с широкой образовательной культурой и знанием двух и более иностранных языков.

Цель программы – подготовка специалистов в области организации, управления, планирования и регулирования деятельностью образовательного учреждения, а также подготовка административных и руководящих работников среднего и высшего звена в органах управления образованием разного типа.

Образовательные задачи программы – освоение учащимися теории и практики стратегического, экономического, социального, образовательного менеджмента, предоставление обучающимся необходимых знаний и технологий для дальнейшего повышения их научной и профессиональной квалификации.

Магистерская программа «Управление образованием» направления «Менеджмент» – это интегрированная образовательная программа, все курсы которой объединены структурно-логическими связями, базируются на междисциплинарных исследованиях.

В основу профессиональной подготовки магистров заложены такие квалификационные характеристики, как овладение фундаментальными академическими знаниями, методологиями системного подхода, современным исследовательским и аналитическим инструментарием, методами инновационной и проектно-исследовательской деятельности в сочетании с широкой образовательной культурой и возможностью овладения иностранным языком (английским или китайским, для иностранных магистрантов – русским и английским). Виды профессиональной деятельности будущих выпускников программы: научно-исследовательская и практическая деятельность, конкретные разновидности которой определяются содержанием указанной программы.

Область профессиональной деятельности выпускника: сфера образования.

Объекты профессиональной деятельности:
– органы управления образованием;
– образовательные учреждения и организации разного типа;
– информационно-аналитические и консультационные центры, реализующие комплексные социально-культурные проекты и программы.

Магистр, успешно освоивший ООП «Управление образованием», должен быть готов к решению следующих задач:

в научно-исследовательской сфере:
– исследование и анализ образовательной политики и образовательных проектов;
– осмысление проблем организации и управления образованием в российских и зарубежных образовательных учреждениях различного уровня;
– углубленное изучение и разработка современных теорий и подходов к решению актуальных проблем управления образовательной деятельностью;

в практической сфере:
– стратегическое планирование развития системы образования, ее отдельных звеньев и образовательных учреждений;
– оперативное управление образовательной, инновационной и хозяйственно-экономической деятельностью образовательных учреждений;
– предоставление методических, аналитических и консультационных услуг, связанных с организацией работы различных структурных подразделений системы образования.

Особенностью магистерской программы «Управление образованием» является ориентация на подготовку управленческих кадров для систем образования стран бывшего социалистического содружества. Программа нацелена на дальнейшее укрепление международных связей и поддержание авторитета российской высшей школы в странах, традиционно ориентированных на нашу страну. Этим обусловлена подготовка одного из блоков программы специально для иностранных магистрантов.

В процессе обучения большое внимание уделяется компаративистским исследованиям, анализу российской и зарубежной образовательной практики и политики, сопоставлению различных педагогических, методических, организационных и управленческих систем.

Учебный процесс организован на базе кафедр «Образовательных технологий», «Истории и философии образования» и лаборатории развития гендерного образования ФПО с привлечением ведущих специалистов с других факультетов МГУ, московских вузов и РАО для чтения ряда дисциплин.

В 2012-2013 уч. г. учебный план магистерской ООП «Управление образованием» и рабочие планы были приведены в соответствие с самостоятельно установленным образовательным стандартом МГУ для образовательных программ по направлению подготовки магистров 080200.68 «Менеджмент».

В процесс обучения внедрены следующие нововведения:
- для актуализации методов инновационного и поискового обучения объем самостоятельной учебной и исследовательской работы магистрантов увеличен до 75% от общей трудоемкости изучаемых дисциплин;
- для развития навыков анализа и написания исследовательских работ и магистрантами на русском языке составлен русско-китайский глоссарий, базирующийся на тематике профилирующих курсов программы;
- для развития коммуникативных навыков на английском языке внедрены курсы по выбору «Технология презентаций и метод проектов», «Профессиональные коммуникации менеджера образования», «Культура делового общения в профессиональной деятельности», «Организация научно-исследовательской деятельности», «Публичное выступление на иностранном языке»
- активно используются новые формы учебных мероприятий, направленные на формирование у магистрантов компетентностного подхода (ролевые и деловые игры, мастер-классы, презентации);
- помимо формирования общенаучных и общепрофессиональных управленческих компетенций большее внимание уделяется формированию у магистров ценностей педагогической профессии через введение в блок предметов по выбору ряда актуальных психолого-педагогических и методических дисциплин, а также освоение (по выбору) дополнительной программы «Преподаватель высшей школы», через педагогическую практику и практикумы в школе и вузе по предметам бакалавриата.

Для иностранных магистрантов, составляющих костяк учащихся ООП, предложен предмет по выбору «Методика преподавания РКИ».

Магистр, успешно освоивший ООП «Управление образованием» подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям: 13.00.08 – теория и методика профессионального образования; 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством, ООП «Управление образованием» является также базовой для дополнительной программы профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы» для получения соответствующей квалификации.

Программы курсов, читаемых в магистратуре:
на русском языке .pdf
на английском языке .pdf

Нормативный срок освоения программы «Управление образованием» – 2 года. Форма обучения – очная. Программа реализуется на договорной основе. Стоимость обучения утверждается ежегодно Ученым Советом ФПО на основании приказа ректора МГУ об установлении размеров оплаты за обучение на контрактной основе. Иногородним предоставляется общежитие.

При поступлении в магистратуру в приемную комиссию ФПО требуется представить:
  • заявление поступающего на имя ректора МГУ;
  • документ о высшем образовании (подлинник или ксерокопия);
  • паспорт;
  • 4 фотографии размером 3х4.

Проблемное поле специализации

Менеджмент в образовании. Теории управления. Особенности управления в социальной сфере. Ресурсы и процесс менеджмента. Особенности управления образованием. Экономические основы управления образованием. Организация эффективного менеджмента в сфере образования. Лицензирование образовательного учреждения. Структура и функции управления в сфере образования. Планирование и проектирование в сфере образования. Опыт разработки стратегии развития образовательного учреждения. Разработка бизнес-планов реализации образовательных проектов. Моделирование учебно-организационной деятельности на макроуровне и микроуровне. Опыт образовательного менеджмента за рубежом и в РФ.

Управление кадрами. Персонал как система. Подбор и оценка персонала. Расстановка и адаптация персонала. Мотивация и потребности персонала. Методы управления персоналом. Современные системы аттестации эффективности работы персонала. Психология управления: конфликты и их разрешение.

Маркетинг образования. Основы маркетинга. Характеристика методов маркетингового исследования. Особенности маркетинга в сфере образования. Методы количественного анализа рынка образования. Прогнозирование потребительского спроса на образовательные услуги. Сегментация образовательных услуг. Анализ рынка труда и рынка образовательных услуг. Разработка плана маркетинга образовательного учреждения.

Управление системами образования. Образование как понятие. Анализ внешней и внутренней среды образования. Характеристика системы образования. Общие и региональные проблемы образования. Количественные и качественные оценки образования. Управление качеством общеобразовательного и профессионального обучения.

Информационные технологии в управлении образованием. Информационное обеспечение структур управления образованием. Компьютерная обработка информации. Разработка информационных систем и технологий управления образовательными учреждениями. Технологии создания обучающих программ. Управление дистанционным обучением.

Управление инновациями в сфере образования. Потребности и возможности инновационной деятельности в сфере образования. Управление инновациями в обучении. Психология инновационного обучения. Инновационное развитие. Мотивирование инновационной деятельности. Инновации в управлении. Методология и приемы управления инновационными проектами в сфере образования.

Правовые аспекты управления образованием. Основы государственного планирования образования. Законодательные и нормативно-правовые акты РФ в сфере образования. Правовое регулирование негосударственного сектора образования. Сравнение российского законодательства в сфере образования с законодательством страны, резидентом которой является магистрант.

Экономические и хозяйственные аспекты управления образованием. Роль образования в контексте «знаниевой» экономики. Проблемы глобализации и регионализации. Действие экономических законов и экономическое регулирование в сфере образования. Ценообразование в образовательном учреждении. Виды финансирования образования.

Дополнительную информацию можно получить по телефону (495)939-40-56 у Кузнецова Василия Андреевича.

Скачать учебный план в формате .pdf


Расписание занятий можно посмотреть в разделе "Расписание"

По вопросам поступления можно проконсультироваться у секретаря приемной комиссии по телефону 8(495)939-52-11 (Тихонов А.М.) или в учебной части по телефону 8(495)9394056 (Кузнецов В.А.)

Андрей Зорин. Как написать диссертацию