МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА
Факультет педагогического образования

Информация о факультете

       Факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова (ФПО МГУ) организован в 1997 году решением Ученого совета университета по инициативе Ректора МГУ академика В.А. Садовничего.

       Традиции педагогической подготовки в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова имеют богатую историю. В 1929 году при физико-математическом факультете МГУ в составе физико-математического и естественного отделений были открыты Высшие педагогические курсы. Задачей курсов стала подготовка педагогов физиков-математиков и естественников для рабфаков и техникумов. На них принимались студенты университета, выполнившие учебный план четырёх курсов. Уже в 1930 году Высшие педагогические курсы были выделены в самостоятельную единицу на правах факультета.

        С 1937 года выпускники МГУ направлялись преподавателями в среднюю школу. В 1997 году по инициативе Ректора МГУ академика В.А. Садовничего решением Ученого совета университета был основан Факультет педагогического образования (далее – факультет; ФПО). Цель факультета – обеспечение психолого-педагогической подготовки будущих сотрудников МГУ, наиболее талантливых аспирантов и студентов. Первым деканом факультета стал Николай Христович Розов – доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО по отделению философии образования и теоретической педагогики.

Образовательная деятельность факультета:
     Основные профессиональные программы магистратуры реализуются в рамках направления подготовки 44.04.01 – «Образование и педагогические науки». Программы спроектированы на основе образовательных стандартов МГУ, в том числе для выпускников непедагогического бакалавриата МГУ. Такой подход позволяет надстраивать методические и управленческие компетенции с учетом фундаментальной предметной подготовки.
      С 2019 года на факультете реализуются две основные профессиональные образовательные программы: «Фундаментальное педагогическое образование» и «Управление образованием» В настоящее время контингент обучающихся на указанных программах составляет 54 человека. Основная доля слушателей – граждане Китайской народной республики.
    В 2021 году открыты две новые основные профессиональные образовательные программы: «Учитель профильной школы» и «Управление образовательными системами». На этих программах сегодня обучается более 50 человек из самых разных регионов Российской федерации.
      В 2022 году коллективом факультета разработаны и подготовлены к запуску еще две программы магистратуры: «Здоровьесбережение в практике школьного образования» (для руководителей и педагогов образовательных организаций различных уровней системы образования, для руководителей и специалистов различных оздоровительных структур в системе образования) и «Проектирование систем оценки качества образования» (для подготовки специалистов по разработке и проведению оценочных процедур в рамках современных требований к качеству образования и способам его оценивания).
     Факультет осуществляет подготовку по специальностям 5.8.2 – «Теория и методика обучения и воспитания» (математика, химия) и 5.8.7 – «Методология и технология профессионального образования». Сегодня количество аспирантов на Факультете – 25 человек (в том числе 14 человек обучаются за счет средств федерального бюджета и 11 человек – на контрактной основе).
   С 2014 года (по инициативе проректора по научной работе Андрея Анатольевича Федянина и первого декана факультета педагогического образования Николая Христовича Розова, в соответствии с письмом от 16.10.2014 № 350-14/153-03) организована важная для университета деятельность по формированию психолого-педагогических компетенций у аспирантов МГУ. Ежегодно аспиранты 15 факультетов проходят обучение на факультете педагогического образования, готовясь к педагогической деятельности, в том числе, в стенах Московского университета. Эта работа направлена на закрепление молодых и талантливых ученых-преподавателей в профессии и воспроизводство педагогических кадров.
    Важен уникальный опыт факультета в реализации программ дополнительного образования. Наиболее масштабным проектом стала реализация программ профессиональной переподготовки «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы». Программы представляют собой модельный образец одной из современных форм педагогического образования, что было формально признано Федеральным учебно-методическим объединением в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 44.00.00 – “Образование и педагогические науки”. С 2009 года по программе подготовлено более 1000 квалифицированных выпускников. В настоящее время обучение проходят более 150 человек.
     Портфель программ повышения квалификации для педагогических кадров системы общего, среднего профессионального и высшего образования включает более 40 курсов. Все они посвящены актуальным вопросам развития современного педагогического образования. Ежегодно несколько сот слушателей из многочисленных регионов России успешно проходят обучение на Факультете и получают соответствующие документы о повышении квалификации.