МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА
Факультет педагогического образования

История факультета

      МГУ им. М.В. Ломоносова – признанный лидер в системе образования, фундаментальной науки и культуры России в тяжелейших условиях последних лет не только сохранил свои научные школы и научно-педагогический потенциал, но и взял решительный курс на развитие.

      Структурная мобильность Московского университета, продуманные, масштабные и глубокие структурные преобразования затронули практически все уровни – от факультетов и институтов до кафедр, учебных и научных центров. Структурные преобразования являются не только элементом, одним из механизмов адаптации «экосистемы» университета к трудным, динамически меняющимся условиям  «внешней среды» с целью  «выживания» и решения возникающих многочисленных сложных проблем сегодняшнего дня. Преобразования эти, что не менее важно, создают основу для решения стратегических задач развития Московского университета, развития направленного и устойчивого.

      Стратегией развития МГУ является органичное соединение высокого уровня фундаментального научного образования с непрерывным расширением различного рода образовательных, научных, экспертных и других услуг. А само развитие образования немыслимо в том числе и без совершенствования технологий образования, внедрения достижений педагогической науки в учебный процесс. Именно с целью решения этой задачи и был создан новый факультет – факультет педагогического образования МГУ, занятия на котором начались с октября 1998 года.

      Одной из главных задач нового факультета является создание возможности студентам  всех факультетов МГУ вместе с освоением избранной ими базовой специальности ( базового направления – для бакалавров и магистров) освоить и необходимые для высококвалифицированной и эффективной преподавательской работы психолого-педагогические и методические знания. Ведь, как показывает опыт, выпускники МГУ в той или иной форме в будущем вовлекаются в преподавательскую работу. Поэтому, проводимая на факультете педагогического образования работа по реализации образовательной программы подготовки выпускников для получения дополнительной квалификации «Преподаватель», создает возможности более полного удовлетворения потребности личности в получении образования и повышения социальной адаптации выпускников МГУ.

      Получение соответствующего комплекса знаний полезно и для молодых преподавателей и научных сотрудников, занятых в учебном процессе. Такая подготовка существенно повышает эффективность преподавательской деятельности и качество обучения. В связи с этим деканат факультета педагогического образования в настоящее время  решает  задачу разработки ряда   принципиально  новых   образовательных   программ,   направленных    на создание  возможности  для   уже   дипломированных   специалистов     овладеть комплексом необходимых для преподавательской работы психолого-педагогических и методических знаний.

      В рамках этого направления прорабатывается, в частности, возможность реализация образовательных программ для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Причем эта программа будет нацелена не только на подготовку молодых научных работников и преподавателей, но и на выпускников магистратуры и аспирантов.

      Кроме того актуальной является задача подготовки «Учителя учителей» – педагогических кадров на основе выпускников МГУ, обладающих (факт – общепризнанный) высокой  профессиональной подготовкой по базовой специальности. Подготовка таких кадров крайне необходима не только для самого Московского университета, но и для развития и повышения качества всей системы общего и профессионального образования.

      С целью реализации этой задачи на факультете педагогического образования прорабатываются возможности введения образовательных программ по подготовке магистров образования на базе выпускников бакалавриата различных факультетов МГУ, а также, возможно, на базе выпускников-специалистов по основным естественно-научным, гуманитарно- социальным, экономическим и другим специальностям.

      Другим направлением решения задачи подготовки «Учителя учителей» ( с акцентом на разработку научных и научно-методических проблем образования) на факультете педагогического образования станет традиционная для МГУ форма – подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру. Обучение будет вестись по специальности «Теория и методика обучения (по отраслям знаний)», что позволит, в частности, выпускникам различных факультетов МГУ выполнять научные и научно-методические диссертационные работы, направленные на развитие и совершенствование всей системы общего и профессионального образования России.

      В настоящее время на факультете педагогического образования МГУ в рамках упомянутой выше образовательной программы по подготовке выпускников с дополнительной квалификацией «Преподаватель» ведутся занятия по целому  комплексу общих и психолого-педагогических дисциплин. Учебный план включает в себя, в частности, курсы «Общая психология», «Педагогика», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Методология и технология обучения» и ряд других курсов.

 

Из истории ФПО МГУ им. М.В. Ломоносова

1929

В течение 1929 года

Учебно-научная деятельность

Естественнонаучный сектор

     При физико-математическом факультете открыты Высшие педагогические курсы в составе отделений: физико-математического и естественного. Курсы ставили своей задачей подготовку педагогов физико-математиков и естественников для рабфаков и техникумов. На них принимались студенты университета, выполнившие учебный план четырёх курсов физико-математического факультета.

(Первый университет. 1929. 4 окт.; Из истории Московского университета. 1917–1941 гг. М., 1955. С. 233)

1930

Сентябрь, 24

      Высшие педагогические курсы, открытые при физико-математическом факультете в 1929 г., выделены в самостоятельную единицу на правах факультета.

(ЦМАМ, ф. 1609, оп. 1, ед. хр. 1387, Приказ №107, 24.09.30)

В течение 1930 года

МГУ в целом

Обучались 3096 студентов, в т.ч.: на высших педкурсах (ВПК) – 39 человек.

(ЦМАМ, ф. 1609, оп. 1, ед. хр. 1499, 1448)

1937

В течение 1937 года

Учебно-научная деятельность

      Распоряжением НКП студенты, окончившие МГУ, направлялись преподавателями в среднюю школу.

(За пролетарские кадры. 1937. 17 апр.)

1940

В течение 1940 года

Учебно-научная деятельность

По решению НКП для МГУ в целях организации учебно-педагогического процесса и обеспечения педагогической практики студентов выделена школа №178, директором которой назначен зав. кафедрой педагогики проф. И.А. Каиров.

(Московский университет. 1940. 12 окт.)

1961

Апрель, 14

Открылся всероссийский съезд учителей. Ректор И.Г. Петровский призвал учёных университетов, педагогических, технических, сельскохозяйственных и других институтов оказывать систематическую помощь учителям в повышении их квалификации, «не отгораживаться от средней школы, в которой зарождаются первые научные интересы».

(Московский университет. 1961. 14 апр.)

1962

Июнь, 22

      Приказ Минвуза РСФСР №474 от 22 июня 1962 г. об увеличении в 1962 г. плана приёма в высшие учебные заведения в целях более полного обеспечения школ учителями. Основание – Постановление СМ РСФСР №699 от 19 мая 1962 г. «Об увеличении плана приёма на дневные отделения и по педагогическим специальностям на 1800 человек».

(Архив МГУ, ф. 1, оп. 28, россыпь)

      В МГУ на 75 человек увеличен приём на филологический факультет – студенческие билеты получили 265 первокурсников; на историко-филологический факультет Института восточных языков приняты 90 человек, что на 30 человек больше прошлогоднего; 605 человек поступили на I курс физического факультета, что является самым большим приёмом за всю его историю.

(Московский университет. 1962. 7, 11 сент.)

1982

Март, 22

      Совет МГУ обсудил доклад зам. проректора В.И. Добренькова «О подготовке педагогических кадров в МГУ». Докладчик отметил, что в соответствии с приказом Минвуза СССР университет должен, начиная с 1983 г., целенаправленно распределять в школы Москвы учителей по 5 специальностям: русскому языку и литературе, истории, математике, физике, географии в связи с необходимостью поднять уровень преподавания этих дисциплин в средней школе. Ректор А.А. Логунов подчеркнул, что основной целью университета является подготовка кадров для развития фундаментальной науки, народного хозяйства и вопрос о создании в МГУ специальных педагогических кафедр или факультета в ближайшем будущем не стоит: «Если наши студенты попадут в школу, то научатся быстро».

 (Архив МГУ, ф. 1, оп. 5, ед. хр. 36)

1997

Сентябрь, 1

Открыт факультет педагогического образования.

(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №388, 30.07.97)

В течение 1997 года

Администрация

      Деканом факультета педагогического образования назначен Н.Х. Розов, профессор механико-математического факультета (30 июля).

(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №388, 30.07.97)

1998

Февраль, 11

      На факультете педагогического образования создано учебно-научное объединение «Гуманитарное образование». Группа феминологии реорганизована в учебно-научную лабораторию развития гендерного образования.

(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №57, 11.02.98)

1999

Июнь, 25

      На факультете педагогического образования созданы кафедра истории и философии образования (и.о. зав. проф. Г.А. Китайгородская) и кафедра образовательных технологий (и.о. зав. проф. Н.Х. Розов).

(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №338, 25.06.99)

В течение 1999 года

Учебно-научная деятельность

Общеуниверситетские учебные подразделения

На факультете педагогического образования:

– открыта аспирантура по специальности «Теория и методика обучения».

(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №622, 10.12.99)

2001

В течение 2001 года

Учебно-научная деятельность

Общеуниверситетские учебные подразделения

На факультете педагогического образования:

– открыта профессиональная образовательная программа для получения педагогической квалификации «Преподаватель высшей школы».

(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №645, 17.12.2001)

2002

В течение 2002 года

Издательская и библиотечная деятельность

Учреждена новая серия журнала «Вестник Московского университета. Серия XX. Педагогическое образование».

(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №855, 5.11.2002)

2003

В течение 2003 года

Почётные звания

Почётное звание «Заслуженный преподаватель Московского университета» присвоено доц. Л.В. Попову.

(Московский университет. Ежегодник–2003. С. 178–186)

Учебно-научная деятельность

Общеуниверситетские учебные подразделения

На факультете педагогического образования:

– открыто обучение по курсу «Рациональное чтение».

(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №99, 26.02.2003)

2004

Декабрь, 7

      Факультет педагогического образования переименован в факультет глобальных процессов (в составе отделений глобальных процессов и педагогического образования).

(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №898, 7.12.2004)

В течение 2004 года

Почётные звания

Почётное звание «Заслуженный профессор Московского университета» присвоено Г.А. Китайгородской, Н.Х. Розову.

(Московский университет. Ежегодник–2004. С. 188–189)

2005

Март, 21

Учёный совет МГУ принял решение о создании факультета глобальных процессов.

(Московский университет. 2005. №12. Март)

В течение 2005 года

Учебно-научная деятельность

Общеуниверситетские учебные подразделения

На факультете глобальных процессов (отделение педагогического образования):

– проведена конференция по активным формам обучения в высшей школе совместно с НИВЦ (30 июня – 4 июля).

(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №392, 10.06.2005)

2006

В течение 2006 года

Учебно-научная деятельность

Общеуниверситетские учебные подразделения

На факультете глобальных процессов (отделение педагогического образования):

– проведён международный научно-практический конгресс Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского (Приднестровье, Тирасполь) V Славянские педагогические чтения «Поликультурное славянское образовательное пространство: пути и формы интеграции»  совместно с РАО (1–2 нояб.).

(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №514, 4.07.2006; Московский университет. 2006. №37. Ноябрь)

– проведена международная конференция по активным формам обучения в высшей школе совместно с НИВЦ (1–5 июня).

(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №283, 4.05.2006)

2007

Июнь, 8

Созданы факультет глобальных процессов и факультет педагогического образования на основе двух отделений факультета глобальных процессов.

(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №379, 8.06.2007)

В течение 2007 года

Администрация

Деканом факультета педагогического образования назначен проф. Н.Х. Розов.

Учебно-научная деятельность

Общеуниверситетские учебные подразделения

На факультете глобальных процессов (отделение педагогического образования):

– проведена  III международная конференция по активным формам обучения совместно с факультетом психологии и НИВЦ (31 мая – 4 июня).

(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №181, 30.03.2007)

 

Памятные события и даты

10 лет факультету педагогического образования. Особенностью факультета является то, что на нём занимаются по своему желанию, студенты других, «профильных» факультетов МГУ, т.е. параллельно с освоением выбранной области науки. Учебные планы факультета предусматривают изучение общетеоретических и прикладных аспектов психологии учебного процесса, актуальных проблем педагогики, основ дидактики и частной методики обучения конкретному учебному предмету, соответствующему профильной научной специальности студента или аспиранта, современных образовательных (компьютерных, информатизационных, мультимедийных) технологий. Студенты осваивают основы преподавательского мастерства (режиссура педагогического процесса, техника речи, актерское мастерство), проходят педагогическую практику, получают общекультурную и специальную подготовку (включая историю цивилизации, науки и культуры, религиоведение, управление, организацию и экономику образования, законодательство в области образования). На факультете работают профессора и доценты Н.Х. Розов, Н.Ф. Талызина, С.Д. Смирнов, Г.А. Китайгородская, И.А. Володарская, В.А. Попков, В.И. Купцов, М.А. Ковальчук, И.И. Ильясов.

(Московский университет. 2007. №33. Ноябрь; №39–40. Декабрь)

2008

В течение 2008 года

Учебно-научная деятельность

Общеуниверситетские учебные подразделения

На факультете педагогического образования:

– проведён IV съезд общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» – «Новая модель образования в стратегии 2020: учитель, семья, общество» (31 окт.).

(Московский университет. 2008. №35. Ноябрь)

– проведена международная научно-практическая конференция «Сравнительный анализ развития системы высшего образования в России и КНР в переходный период» (29 марта).

(Московский университет. 2008. №12. Апрель)

– проведена IV международная конференция по активным формам обучения совместно с факультетом психологии и НИВЦ (3–6 июня).

(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №60, 7.02.2008)

– открыты программы краткосрочного повышения квалификации: «Повышение квалификации педагогических работников в условиях информатизации образования» (рук. ст.н.с. Т.Ф. Сергеева), «Семейная педагогика» (рук. вед.н.с. Г.В. Новикова).

(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №934, 933, 1.12.2008)

2011

В течение 2011 года

Администрация

Продлены полномочия декана факультета педагогического образования проф. Н.Х. Розова.

(Отдел приказов Управления делами МГУ, Приказ №125, 22.02.2011)