В рамках сессии обсуждались вопросы преемственности интеллектуального и ценностно-мировоззренческого развития научных кадров, исторических традиций подготовки интеллектуальной элиты в России, воспитания и гражданского просвещения молодежи, сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей в молодежной среде, а также восприятия достижений отечественной науки и формирования у молодых ученых чувства гордости и сопричастности к большим исследовательским проектам, в частности, таким как создание сети установок мегасайенс мирового уровня в России для создания научных мегапроектов.
В первый день КМУ в рамках инициативы Десятилетия науки и технологий «Наука рядом», направленной на вовлечение школьников, студентов и всех заинтересованных в науку через знакомство с талантливыми российскими учеными и их изобретениями, состоялась сессия «Наука как национальная гордость», в которой принял участие доцент кафедры факультета педагогического образования МГУ, председатель Совета молодых ученых РАО, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Никита Краснощеков.
В ходе выступления Никита Краснощеков отметил, что на сегодняшний день в стране создаются все необходимые условия для формирования ценностно-мировоззренческой картины мира у школьников, студентов и молодых ученых в условиях тех вызовов, которые сегодня стоят перед страной. В этом году Российской академией образования была разработана Концепция развития личности ребенка в семье, в которой ученые представили актуальные научные подходы к воспитанию детей. Активное участие в воспитании молодежи принимает Движение первых, которое активно вовлекает школьников в науку через множество просветительских и волонтерских проектов. Большое внимание воспитательному процессу уделяется и в Московском университете, где активно ведется работа с молодежью, существует множество студенческих клубов, которые объединяют не только студентов из России, но и из других стран, в частности, клуб Российско-китайской дружбы факультета педагогического образования МГУ.
Отвечая на вопрос о ложном и истинном патриотизме, Никита Краснощеков привел пример выдающегося советского педагога Антона Макаренко, который создал уникальную систему воспитания и перевоспитания молодежи, известную всему миру. «Со школьной скамьи мы должны воспитывать гордость за страну. Сегодня нам необходимо иметь реальные научные результаты в стране, чтобы ими гордится, такие как атомный проект, запуск первого спутника в космос, полет Юрия Гагарина», – отметил спикер.
По итогам обсуждения с аудиторией участники пришли к выводам о том, что наука сегодня должна восприниматься как неотъемлемая часть национальной идентичности; патриотическое воспитание необходимо для формирования ответственного отношения к научным открытиям; традиционные российские духовно-нравственные ценности играют ключевую роль в становлении молодого учёного; а молодёжь нуждается в поддержке и вдохновении для выбора пути в науку.
Инициатива «Наука рядом» стремится сократить дистанцию между обществом и научной сферой; способствует тому, чтобы люди по всей стране узнавали, как развивается российская наука в целом и в их родном регионе; создает площадки, на которых ученые проводят открытые лекции и организуют экскурсии в лаборатории и технологические компании. В рамках инициативы проводятся семейные события, самое крупное из которых – Международный фестиваль «НАУКА 0+». Еще одним направлением работы является создание условий и экосистем для знакомства аудитории с научными достижениями и деятельностью ученых.