НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ ФПО ИНФОРМИРУЕТ
13 февраля 2024 г. на научно-практическом семинаре факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся доклад Р.Е. Пономарева, кандидата педагогических наук, доцента кафедры образовательных технологий по теме «Образовательное пространство: словосочетание, метафора, научный термин, научное понятие, идеальный тип».
Доклад был посвящен способам использования выражения «образовательное пространство» в педагогических текстах. В основу доклада легли мысли, изложенные в одноименной статье, и в монографии «Образовательное пространство» (Пономарев Р.Е. Образовательное пространство. – МАКС Пресс Москва, 2014. – 100 с.).
Важно понимать, как любое слово, словосочетание используется в предложении, ведь от этого напрямую будет зависеть и точность понимания, да и точность выражения мысли!
После доклада завязалась дискуссия в вопросах и ответах о понятии образовательного пространства, его введении, объяснении содержания данного понятия и практическом применении.
12 марта 2024 г. в рамках междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия» на факультете педагогического образования (ФПО) прошел научно-практическом семинар (с международным участием). С докладом «Философия и педагогический процесс: история взаимоотношений в университетском пространстве» выступил В.В. Ванчугов, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории русской философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В работе семинара приняли участие коллеги из Казахстана (https://www.buketov.edu.kz/) и Узбекистана.
С приветственным словом в начале семинара выступили и.о. декана ФПО МГУ кандидат философских наук Т.А. Тореева и зам. декана по научной работе ФПО МГУ, профессор, доктор философских наук Г.В. Сорина (профессор кафедры философии языка и коммуникации философского факультета).
Доклад был посвящен представлению философии как исследовательской деятельности, интеллектуального процесса в контексте образовательно-просветительских практик, осуществляемых в институциональных формах, — в высшей школе.
Прозвучали важные идеи о том, что:
— Университет в России, как научно-учебное сообщество, не только изначально санкционирован высшей властью, но и постоянно находится под её контролем. Однако будучи типом светской школы, он всё же находится и под неформальным надзором «духовной власти». Также следует принимать во внимание соприсутствие в нём множества инстанций, претендующих на ключевую роль в технологическом процессе.
— Университетское пространство является местом взаимодействия индивидов и групп, представляющих интересы различных «властей», активирующих комплекс тем и проблем политического, идеологического, религиозного, социального, психологического свойства.
— Философское сообщество, имея свои профессиональные цели и задачи, формируемыми внутри интернационального по природе «интеллектуального сообщества», учитывает и то, что ему диктует «дух времени», «национальные интересы», «воля власти», «чаяния общества».
— Опыт «философствования в университете» представляет сегодня полезный ресурс как для понимания прошлого в целом и историко-философского процесса в частности, так и для «конструирования» настоящего в контексте педагогического процесса.
Доклад В.В. Ванчугова вызвал творческую реакцию аудитории, и прозвучавшие вопросы и ответы на них еще раз показали как актуальность темы, так и необходимость проведения подобного рода семинаров, собирающих специалистов разных направлений, имеющих практический опыт и теоретические наработки.
14 мая 2024 г. в 16:00 в рамках научно-практического семинара в ауд. 310 будут представлены:
МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА (метод Г.А. Китайгородской)
Выступление посвящено памяти Галины Александровны Китайгородской – советского и российского педагога, кандидата филологических и доктора педагогических наук, профессора, академика Международной академии наук высшей школы, президента Научно-образовательного центра «Школа Китайгородской», заслуженного профессора МГУ имени М.В. Ломоносова и разработанному ею Методу уникальной системой обучения иностранным языкам. В отличие от традиционной модели «Знания – Умения – Навыки», в основе Метода лежит модель «Синтез 1 – Анализ – Синтез 2», построенная на психолого-дидактических принципах с использованием специальных технологий преподавания, обеспечивающие эффективную и комфортную практику общения на иностранном языке.