В.П. Борисенков родился в 1939 г. в г. Вязьме Смоленской области в семье педагогов. 21 июня 1941 г. мать Владимира Пантелеймоновича, Фаина Ивановна, выехала с 2 детьми (у него была младшая сестра, родившаяся в январе 1941 г.) на летние каникулы к своей матери. И в эту самую ночь началась война. Железнодорожные пути впереди оказались разрушенными при бомбежке, и последние 70 км с 2 детьми на руках: 2-х летним сыном и полугодовалой дочкой Фаина Ивановна добиралась до пункта назначения в Стародубском районе Брянской области пешком и на попутных телегах. Так они оказались в фашистской оккупации, которая на Брянщине имела свои особенности: из-за мощного партизанского движения фашисты лютовали здесь с особой жестокостью и после каждого спущенного под откос поезда или уничтожения немецкого гарнизона следовали карательные акции. Владимиру и Татьяне мама всегда говорила впоследствии, что и она сама, и они остались живыми случайно, а потому дети ей так дороги. Голод был страшный: то, что удалось уберечь от немцев, люди отдавали партизанам, а сами жили впроголодь.
После войны семья Борисенковых обосновалась в Смоленске, и Владимир пошел в школу. В 1955 г. за отличную учёбу его наградили путевкой в Артек. Пребывание в Артеке запомнилось на всю жизнь, но кульминационным моментом стала встреча с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру. В.П. Борисенкову было поручено вручить гостю картину с изображением одной из сцен артековской жизни. После церемонии вручения Джавахарлал Неру несколько минут расспрашивал Владимира о родителях, о Смоленске, об Артеке, планах на будущее. И вот тогда впервые юный артековец озвучил свою мечту – поступить в МГУ имени М.В. Ломоносова. Может быть именно тогда, после разговора с замечательным индийским лидером, появилась и другая мысль – посвятить себя изучению других стран и народов, их культуры и традиций. Но в тот момент ей не дано было сбыться.
Дело в том, что родители по-разному смотрели на интересы и способности сына. Мама, которая сама была прекрасным преподавателем физики в школе всячески стремилась склонить сына к поприщу ученого-физика, в крайнем случае, химика. Чтобы добиться своего, она шла на всякие уловки и хитрости: например, говорила, что случайно задала в старшем классе задачу по физике уровня первого курса физфака, а решить её не может, сын должен спасти маму, а для этого она приготовила учебник физфака С.Э. Фриша и А.В. Тиморевой для изучения соответствующего теоретического материала. И вот где-то глубоко в ночи, прочитав теорию, Владимир решал задачу, получал благодарность и поцелуй, и во втором часу ночи ложился спать. Кроме того, мама сговорилась с директором школы, в которой учился Владимир, чтобы та (она преподавала химию) поручала ему выступать с докладами по разным научным химическим темам. Расчет был верен: ученик не может ослушаться директора, а подозревать свою мать в таком коварстве вряд ли возможно. Правда, однажды, Владимир посмотрел мамины тетради в её отсутствие и вдруг увидел, что та самая задача, над которой он трудился ночью, за много дней до этого была мамой самостоятельно решена, после чего устроил большой скандал.
Отец, который, кстати говоря, был энциклопедически образованным человеком и мог преподавать любой предмет от математики и астрономии до истории и литературы, не разделял убежденности мамы, что в их семье подрастает будущий Ломоносов, и говорил ей: «Феня, с чего ты взяла, что он физик или химик? Ты посмотри, какие он сочинения пишет, стихи и как любит историю. Типичный гуманитарий!».
Но победила мама, и получив серебряную медаль, Владимир поступил на химфак МГУ, где серебряным медалистам надо было сдавать 2 физики (письменно и устно), а в физике он чувствовал себя увереннее.
Учился отлично, практически все годы получал повышенную стипендию. Активно участвовал в общественной жизни. После окончания первого курса на летние каникулы поехал работать на целину (Кустанайская область, Мендыгаринский район, река Тобол), где трудился сначала на кирпичном заводе, а потом работал помощником комбайнера и комбайнером. За свой труд по освоению целинных и залежных земель был награжден почетным знаком ЦК ВЛКСМ. Но в отношении профессии прозрение все-таки произошло. Уже на 5 курсе при выполнении дипломной работы на кафедре кинетики и катализа, сидя перед хроматографом, который анализировал продукты проведенной в каталитической трубке реакции, он вдруг был пронзен страшной мыслью: «А батька-то был прав, я не хочу этим заниматься, это не моё. Что же делать?».
Спасение пришло от комсорга курса Юрия Рябокобылко. Как-то он пришёл в аудиторию, где должен был начаться какой-то семинар и сказал: «Ребята, есть новость: те кто знает иностранный язык, английский или французский, могут поехать в Африку преподавать». Наступил 1961 г., который вошел в историю как год Африки. Стали политически независимыми африканские государства Гана, Гвинейская республика, Республика Мали и не за горами была независимость многих других. Володя самостоятельно изучил французский. В то время никто не знал, сколько будут платить советским преподавателям. Ехали за романтикой, с желанием увидеть мир, другие страны. Само слово Африка звучало завораживающе. Помните К. Чуковского:
«Маленькие дети ни за что на свете,
Не ходите дети в Африку гулять,
В Африке акулы, в Африке гориллы,
В Африке большие, злые крокодилы».
Про крокодилов ему сразу же напомнил отец, когда узнал о его желании ехать преподавать в Африку: «Ты чего там не видал? Крокодилов? Сходи в зоопарк. Ты что, умом тронулся?! Тебя готовы оставить в аспирантуре в лучшем университете мира, а ты – в Африку. Не сходи с ума!».
Но несмотря на всё, В.П. Борисенков все-таки уехал в Африку. С 1961 по 1963 гг. он работал преподавателем химии и других естественнонаучных дисциплин в высших и средних учебных заведениях Гвинейской республики. С 1963 по 1965 гг. преподавал в Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы. С 1965 г. работал в Высшей нормальной школе (пединститут) Браззавиля в Республике Конго. Высокую оценку ЮНЕСКО получила его деятельность по переводу обучения по естественнонаучным дисциплинам на экспериментальную основу, по созданию простых лабораторий в коллежах и лицеях и авторскую подготовке учебно-методических пособий по неорганической и общей химии (на французском языке). В результате он был рекомендован на должность эксперта ЮНЕСКО и руководителя Департамента естественных наук в Высшей нормальной школе Браззавиля и занял эти должности в 1966 г.
В 1972 – 1973 гг. работал экспертом ЮНЕСКО и руководителем Департамента естественных наук в Высшей нормальной школе г. Атакпамэ в Республике Того.
С 1968 г. и по настоящее время В.П. Борисенков работает в Академии педагогических наук СССР – Российской академии образования (РАО). С 1992 г. – член-корреспондент РАО, с 1996 г. – академик РАО. С 1997 г. по 2008 г. был вице-президентом РАО и курировал Отделение философии образования и теоретической педагогики. В 2017 г. Владимир Пантелеймонович избран заведующим кафедрой истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова.
В.П. Борисенковым написаны книги, изданные в России и за рубежом по истории школы и педагогической мысли в странах Африки, Арабского Востока, Индии, Китая и др. Будучи экспертом ЮНЕСКО он выступал в Сорбонне (Париж) с лекциями по истории русской культуры и образования. В настоящее время Владимир Пантелеймонович ведет на факультете ряд дисциплин в магистратуре и аспирантуре у российских и иностранных обучающихся: историю и философию образования, историю развития педагогический науки, основы образовательной политики и модуль по методологическим характеристикам педагогических исследований. Руководит работой аспирантов. В 2022-2023 гг. под его научным руководством защитилось 4 китайских аспиранта.
Область научных интересов: сравнительная педагогика; педагогическая культурология; поликультурное образование; история школы и педагогической мысли в странах Африки и Арабского Востока, Индии; история отечественной педагогики и образования.
Основные труды: «Школа и педагогическая мысль в освободившихся странах Африки» (1986 г.), «Поликультурное образовательное пространство России: история, теория и основы проектирования» (в соавт., 2004 г.), «Россия – Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI веков» (руководитель проекта, отв. редактор, в соавт., 2007 г.), «Россия – Китай: основные тенденции развития образования в XXI веке. (руководитель проекта, отв. редактор, в соавт., 2019 г.).
Имеет правительственные награды России, ПМР, Русской православной церкви, награжден медалями РАО. Своим любимым местом на Земле В.П. Борисенков считает Ленинские горы и Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Свежие комментарии