МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА
Факультет педагогического образования

Деканат: +7 495-939-32-81 info.fpo@org.msu.ru
Учебный отдел: +7 495-939-40-54 edu.fpo@org.msu.ru

Визит делегации ФПО МГУ имени М.В.Ломоносова в Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне (провинция Гуандун, г. Шэньчжэнь)

С 20 по 25 октября 2025 года рамках Недели открытых дверей IV Фестиваля знаний, науки и культуры МГУ-ППИ в Шэньчжэне, Российско-китайский Центр сравнительного педагогического образования МГУ-ППИ и факультет педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова провели ряд научно-образовательных мероприятий, раскрывающих возможности и перспективы гуманитарного сотрудничества в области науки и образования России и КНР, а также наметили совместные инновационные проекты в области науки, культуры, сравнительного образования в преддверии перекрёстных годов образования Китая и России.
24 октября в главном здании университета состоялся открытый диалог – презентация трилогии, которая прошла в формате онлайн и офлайн. Почётными гостями данного события были ректор МГУ-ППИ в Шэньчжэне Ли Хэчжан; первый проректор, профессор С.Н. Иванченко; ученый секретарь Ученого совета П.Н. Калмыков; профессор, академик РАО, заведующий кафедрой философии и образования МГУ, руководитель проекта В.П. Борисенков; иностранный академик РАО, директор Управляющего комитета Юго-Восточного университета в Сучжоу Мэй Ханьчэн; академик РАО, профессор, директор Российско-китайского Центра сравнительного педагогического образования О.В. Гукаленко; академик РАО, профессор, профессор ФПО МГУ имени М.В.Ломоносова В.В. Гриншкун. Модератором презентации трилогии книг российско-китайских учёных выступила и.о.декана факультета педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова, к.филос.н., Тореева Т.А. Также, в ходе презентации книг, приняли участие представители профильных управлений МГУ-ППИ, ученые других университетов КНР и России, авторы монографий – к.п.н., преподаватель Шаньдунского профессионально-технического университета иностранных языков Цзян Гуаньнань; к.п.н., преподаватель Института педагогики им. Цзинь Хэнъи Ханчжоуского педагогического университета Ван Сюань; к.психол.н., доцент кафедры истории и философии образования ФПО МГУ имени М.В.Ломоносова Романова Е.А., преподаватели и студенты.

В своем выступлении ректор Ли Хэчжан отметил, что трилогия совместных коллективных монографий китайских и российских ученых является результатом 20-летнего лонгитюдного исследования развития образования в Китае и России, не имеющего прецедента в мировой сравнительной педагогике. Трилогия посвящена реформам образования, тенденциям развития и общественному прогрессу обеих стран, служит образцом российско-китайского сотрудничества в области культуры, науки и гуманитарного образования, подготовки современных кадров. Ректор Ли Хэчжан подчеркнул, что МГУ-ППИ, будучи первым китайско-российским совместным вузом, созданным лично главами двух государств, является наиболее ярким примером российско-китайского сотрудничества, он выразил надежду, что, воспользовавшись этой трилогией, обе стороны смогут объединить усилия с коллегами в сфере образования и науки, и использовать уникальную платформу МГУ-ППИ для совместных проектов по развитию более качественного образования в обеих странах и подготовки высококвалифицированных кадров.

Первый проректор МГУ-ППИ в Шэньчжэне – С.Н. Иванченко поздравил собравшихся с успешным запуском в университете нового Российско-китайского Центра сравнительного педагогического образования и отметил, что после активной подготовки в 2025 году успешно реализуются две совместные магистерские программы и программа обучения в аспирантуре. Он выразил надежду, что, опора на традиции профильных подразделений обоих университетов позволит углубить сотрудничество и добиться новых успехов совместной подготовки кадров и проведении международных исследований в области науки и образования.

Академик В.П. Борисенков поблагодарил собравшихся за проявленное внимание к совместному коллективному труду учёных России и Китая. Учёный рассказал о сложном и кропотливом процессе написания коллективных монографий и прокомментировал высокую оценку и поддержку книг со стороны экспертов международного уровня, а также руководителей профильных министерств, Государственной Думы РФ, ректора МГУ – академика В.А. Садовничего. В ходе презентации трилогии состоялась торжественная церемония дарения книг. Участники обсудили перспективы и возможности реализации совместных проектов, написания коллективных книг по вопросам развития науки, образования и подготовки кадров двух стран в преддверии открытия перекрестных годов образования двух стран и перспектив будущего.

25 октября Российско-китайский Центр сравнительного педагогического образования в МГУ-ППИ и факультет педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова провели день открытых дверей в историческом музее университета. Мероприятие привлекло большое количество преподавателей, студентов, школьников, управленцев системы образования города и представителей общественности. И.о. декана факультета педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова Т.А. Тореева рассказала об истории факультета педагогического образования, особенностях реализации совместных образовательных программ и проектов. Руководитель Российско-китайского Центра сравнительного педагогического образования академик РАО О.В. Гукаленко отметила, что миссией вновь открывшегося подразделения является расширение российско-китайского образовательного сотрудничества, подготовку лидеров образования, талантливых управленцев, современных учёных и практиков с опорой на взаимосвязь культурно-педагогических традиций двух великих держав и образовательных инновационных технологий.

25 октября во второй половине дня в рамках открытой недели «НАУКА 0+» в МГУ-ППИ Российско-китайский Центр сравнительного педагогического образования и факультет педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова провели интерактивный мастер-класс «Игра разума: ИИ или Я?», модератором которого выступили и.о.декана ФПО МГУ Т.А. Тореева, директор Российско-китайского Центра сравнительного педагогического образования, академик РАО О.В. Гукаленко, академик РАО, профессор ФПО МГУ В.В. Гриншкун.

Мастер-класс привлёк внимание большой аудитории школьников, студентов, родителей, педагогов, аспирантов, гостей Недели «НАУКА 0+». Он был организован в интерактивной форме по трём блокам актуальных проблем взаимоотношений человека с технологиями ИИ. Креативно, ярко, на интересных примерах из жизни и научных факутах были продемонстрированы возможности и риски использования ИИ в образовании, была проведена рефлексия познавательных способностей студентов, школьников, родителей, участников игры, вручены призы и подарки.

Факультет педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова, руководители и преподаватели Российско-китайского Центра сравнительного педагогического образования в МГУ-ППИ провели ряд стендовых докладов и научно-методических лекций для студентов, преподавателей и научно-педагогической общественности. С темой «Образование будущего: синтез традиций и инноваций» выступил академик РАО, заведующий кафедрой истории и философии образования ФПО МГУ В.П. Борисенков; с лекцией «Исследовательская культура педагога высшей школы в условиях информационного общества» выступила и.о. декана ФПО МГУ имени М.В.Ломоносова Т.А. Тореева; с докладом «Подготовка педагогов в условиях культурно-образовательного пространства современного университета: сравнительный анализ» выступила академик РАО, директор Российско-китайского Центра сравнительного педагогического образования О.В. Гукаленко; с докладом «Возможности и перспективы использования технологий искусственного интеллекта в подготовке учителей» выступил академик РАО, профессор ФПО МГУ В.В. Гриншкун; с лекцией «Эффективные коммуникации в современной образовательной среде» выступила доцент Романова Е.А. и др.

Проведенные, в ходе участия недели «НАУКА 0+» в МГУ-ППИ в Шэньчжэне представителями учёных и управленцев МГУ имени М.В.Ломоносова, лекции, доклады, мастер-классы, интерактивная Игра, День открытых дверей, диалоговые встречи со студентами и школьниками и др. позволили актуализировать и обобщить разноаспектные направления сотрудничества двух великих держав в области культуры и образования, раскрыть глубинные истоки, традиции, равно как и возможности и перспективы совершенствования качества образования и подготовки кадров в условиях инновационной экономики, цифровой трансформации образования и общества в России и Китае.